Тэм (LUMEN): «Правда?» в том, что я буду менять мир вокруг себя! (Диалог журналиста с Тэмом)
На сайте LUMEN я прочитал твой монолог о сути альбома «Правда?», и меня страшно заинтересовала фраза «альбом-революция». Понятно, что он продолжает дело «Свободы», но это следующий шаг? Более радикальный?
- Следующий, но не радикальный. Имеется в виду революция внутри самого себя. Многие вещи в мире нам не нравятся принципиально. Начинаешь копаться – и находишь ответ в самом себе. Потому что где-то как-то поступил сам не так. И перестаешь быть принципиальным, мечешься – и не за тех, и не за других. И не идешь против совести, и не делаешь, что совесть диктует. Это альбом самокопаний. И революция – это не баррикады и булыжники. Да, политика тоже часть нашей жизни. Но гораздо важнее поменять для начала кое-что в себе.
Я нашел в самом себе много того, от чего хотелось бы избавиться. Это начало пути. Надо сделать шаг, хотя бы один. Все самые революционные песни – это песни о том, что перемены необходимы нам, самим в себе. В какой-то момент надо мной стал брать верх цинизм. Типа, ты понимаешь, что нехорошо, но никто не может ничего сделать, и давайте принимать это как данность. Не трогай, и не пахнет. Но меня не устраивает такой подход!
Хочется максимализма. Хоть в минимальной мере. Не надо искать себе оправданий для мира со злом. Смириться – это легче легкого. Надо жить в мире со своей совестью! Есть такой нездоровый коллективизм. Скажем, многие люди живут честно, без потребительских идеалов, без меркантильности – но эти люди никому не в пример. Зато стоит бросить кому-то бумажку на тротуар, и это дает остальным моральное право вывалить на него еще ведро мусора – дескать, все равно уже загадили. Это самый мягкий пример.
Иисус был революционер. Но это такая революция, идеи которой восприняли до сих пор не все люди, которые могли бы. Что пытались донести последователи, многое исковеркано, подмято под то, что удобнее любому из нас. То, что проще оправдать. Вот в этом смысле – революция. Любой человек, который интересуется политикой – найдет в этом альбоме множество подтекстов. Мы четко понятно высказываем свое мнение по разным конкретным поводам. Но если раньше в таких песнях, как «02 (Благовещенск)» и «Государство», все было высказано в прямой форме, то в новых песнях – это вопрос интереса. Так хотелось, именно чтобы не сделать новый альбом политической проповедью или манифестом.
- Но политический подтекст закладывался?
- Альбом затрагивает взаимоотношения людей в обществе. А эти вопросы связаны с властью. Политика жестко связана с властью. Мы пытались донести свои мысли без политики. Нам власть не нужна! Мне власть не нужна! Я не знаю людей, которым я бы мог довериться и быть уверенным, что если эти люди придут к власти, нам будет хорошо. У меня никаких отношений с властью нет. Если власть мне достанется, то я не буду знать, что мне с ней делать. Политика в чистом виде меня не интересует никак. Но идеалы демократии мне близки. Я хочу, чтобы демократия была в России. Это кажется мне моей личной свободой, и свободой других людей. Но стремление к либерализму не делают меня ближе к СПС, Яблоку или каким-то другим демократическим течениям. Идеал я вижу, но конкретных людей я не вижу. Может быть, мне с ними по пути. Но это не значит, что я с ними в одном строю.
Мне не нравятся конкретные вещи. Например, не нравится уничтожение в стране многих демократических институтов. Я хочу выбирать не только главу региона, но и главу города, и главу района, и даже главу ЖЕКа. Я хочу делегировать мою свободу конкретному человеку. И потом с этого конкретного человека что-то спрашивать. На пытаются доказать, что страна не готова к демократии. Но если не жить в демократии путем проб и ошибок – то когда она вообще будет готова?
Активная часть населения добилась этой демократии тогда, когда большинство не были к ней готовы. Мы хапнули горя с ней за весь период реформ немало. Этой свободой воспользовались нечестные люди. Вариант Америки или Франции сразу не получился. Но если не проходить через него… Свободу никто никогда не дает сам, ее всегда добиваются! Так говорит история, и тому миллионы примеров. Так было и так будет. Если будешь ждать свободу, сидя в кресле – ее не будет никогда. Свободу придется забирать на улицах, громко крича о ней.
Другой вопрос, что мне сейчас на улице делать нечего. Что я буду стоять там одиноко со своим транспарантом? Варианты с метанием булыжников – это утопия. Никакого романтизма в революциях я не вижу. Это всегда шок для общества, который я не пожелал бы никому и никогда. В принципе! Но во мне живет несогласие с тем, что происходит вокруг. И это противоречие ведет меня по оставшемуся одному-единственному пути. Я хочу перемен, я хочу их быстро. Но людей, которые их так же хотят, еще мало. И я пытаюсь донести в своем творчестве свои идеи. Идеи того, что быть свободным лучше, чем плыть по течению. То, что навязали большинству – навязали не самые честные, зачастую меркантильные люди, преследующие собственные цели. Стоит ли им верить?
Я ставлю под сомнение любое высказывание в форме истины. Я высказываю лишь точку зрения. Я не буду доказывать, что мы безукоснительно правы. Но для меня важен сам факт высказывания. Он ставит под сомнение чужую ложь. И это сомнение не даст возможность безальтернативности.
Путей всегда много. Всегда есть люди, готовы повести других за собой. Пассионарные люди. Не надо обязательно соглашаться с ними. Надо думать.
- Когда ты сказал то, что хочешь перемен, я вспомнил свою недавнюю статью, где сравнил тебя с Виктором Цоем. Не знаю, читал ли ее…
- Да, читал. Потому что эта статья произвела практически фурор. Эта точка зрения пришлась многим в точку. Я понимаю, что сравнивалось не просто так – с кем бы сравнить. Огромное количество людей, журналистов – восприняли эту точку зрения как единственно верную и безоговорочную. Практически в каждом городе прошлого тура, если было общение с журналистами, мне регулярно задавали вопрос – как ты относишься к тому, что тебя сравнивают с Виктором Цоем?
- Ты относишься к этому сравнению как к одной из версий?
- Я отношусь к этому как к невероятному комплименту. Спасибо тебе огромное! Я никогда не мог даже мечтать об этом. Безусловно, музыка «Кино» была одним из поворотных моментов, которые повернули мою жизнь в другую сторону. Есть вехи, которые в своей жизни я не обозначать не могу. И Виктор Цой и группа «Кино» – одна из них. То, что я сейчас такой, - результат того, что эти люди были. Можно воспринимать их как учителей. Я никогда не называл их своими учителями, и не кричал, что хочу быть такими, как они. Но раз родилась такая параллель, - значит, есть что-то общее.
- А что, если вывернуть разговор от Цоя к Достоевскому? Революция внутри себя – насколько она далека от дилеммы Раскольникова – имею ли я право на убийство условной старушки? Имею ли право на революцию, право на насилие.
- Да, это так. Очень правильно подмечено, у меня есть такая проблема в смысле мироощущения. Проблема стоит острее некуда. Понятно, что у вопроса, который я задаю себе, совсем другой вектор, чем у Раскольникова. Я пришел к выводу, что понимаю – что такое хорошо и что такое плохо. Но прошлое продолжает на меня давить. Сила инерции того, от чего давным-давно хочется отказаться. И возникает огромное количество противоречий.
Я чувствую озлобленность на множество несправедливости вокруг. Я начинаю раздражаться идеологически. Вижу несправедливость, и у меня болят кулаки оттого, что я их сжимаю. И скрипят зубы оттого, что я их стискиваю. При этом у меня не укладывается в голове причина возникновения ожесточенности. Ведь то, к чему я стремлюсь – совершенно в другой стороне. Получается абсурд. Получается противоречие. Я готов воевать за мир! Миротворческие войны, пацифизм с кирпичом в руке.
Я знаю, что на улицах есть гопота, которая «принимает» молодых ребят, которые ходят к нам на концерт, и они сталкиваются затем с уличным насилием. Этим ребятам ждать помощи неоткуда. И разрешать проблемы им придется самим. Значит, надо брать кирпич и защищать себя. Когда очередной упырь зажмет тебя в подъезде – бери кирпич и лупась его по голове. Потому что ты имеешь право на самозащиту. Благими намерениями дорога, получается, ведет меня в другую сторону. Получается, я оправдываю право на насилие.
Но какой у меня выбор? Почему я должен избегать их? Почему бегство от плохого мира – это всегда бегство от общества людей? Всегда же советуют в таких случаях – собери вещи и умотай в тайгу, там людей нет и все просто устроено. Живи в гармонии с природой. Но какого черта? Я буду менять мир вокруг себя! Вариант бегства от общества или из жизни – это путь слабых. Меня волнуют проблемы человека в мире в целом.
Мы не знаем смысла жизни. Я сам не уверен, что правильно определил для себя его смысл. А он таков. Я хочу копить в этой жизни что-то хорошее для того, чтобы передать это своим детям, чтобы им не пришлось оступаться там, где оступился я. Я накапливаю опыт. Это точно хорошо, я проверил это на своей шкуре. А это точно плохо. Если я сумею донести это знание до своих детей, то у них в жизни будут стоять проблемы уже другого порядка. Эта ступень для них – пройдена. И в этом – эволюция человечества. Пока люди не дошли до такой ступени знания, когда приходит понимание всего, что есть. Я не знаю, когда это случится и случится ли когда-нибудь.
Почему на концертах LUMEN не исполняет одновременно политические песни и лирические, условно говоря?
- Да, они могут гармонично сочетаться, но тут вопрос самоощущения. Новые песни – это то, что во мне горит, и я готов делиться эмоциями со зрителями. Старые песни – они отличные, мы любим их как родители детей. Но они волнуют чуть меньше. А не хочется говорить о том, что в тебе не пылает. Поэтому мы всегда делаем выбор в пользу более новых песен.
- На сайте Lumen.ws есть мейлы всех музыкантов. Идет активная переписка с поклонниками? Илья Черт говорил мне, что каждый день переписывается.
- Идет, но неактивная. Не знаю, как у Ильи, но мне задают невероятно сложные вопросы. Глобальные вопросы. Отвечать одной фразой я права не имею. Писать трактаты – тоже нехорошо. Поэтому я заранее извиняюсь, и просто не отвечаю, если нет времени. Если приходят письма с благодарностями – тоже не отвечаю. Надеюсь, ха это на меня люди не обижаются. Когда могу легко и быстро ответить, - отвечаю. На форуме недавно мы сделали раздел ответов на вопросы, и я там начал выкладывать порциями свои ответы. Многие же часто задают одни и те же вопросы, - пусть будут ответы. Появятся новые вопросы – появится новые ответы. Надо переводить ответы в публичную плоскость.
- Часто ли LUMEN сталкивается с отношением к себе, как группе одной песни «Сид и Нэнси»?
- Мы не ощутили этой проблемы даже тогда, когда никто не знал ни одной другой нашей песни. Первый альбом получился разным, и оказался востребованным. Каждый следующий альбом расширял границы заинтересованности. Да, для подавляющего большинства – мы группа одной песни. Но это не те люди, ради которых все затевалось. Никогда не ставили цель быть безумно популярной группой. Да, хочется донести творчество как можно большему количеству людей, но вопрос цены остается всегда.
- Опыт с ди-джеем Илья оказался неудачным?
- Мне он показался удачным. Когда нравится, - это сразу чувствуется. Сейчас он не участвует в концертах, но мы же и делали это как эксперимент. Чтобы постоянно так играть, нужно ставить все это на новый качественный уровень. Сразу после работы с концертной пластинкой и альбомом «Свобода» мы разговаривали с Ильей. И пришли к мнению, что надо заранее готовить семплы и самим даже их записывать… Но к такому интегрированному творчеству группа пока не готова. Когда созреем, тогда сотрудничество продолжится.
- У Lumen не так много песен в ротации «Нашего радио». Песня «Думаешь нет, говоришь да» - это же песня «Наива», не обидно?
- Нисколько не обидно – песня отличная. Выбор кавера делается всегда по принципу духовной близости. Нравится – значит, лучше получится. Это не очень известная песня «Наива», не на слуху, но нам по духу она оказалась ближе всех. Она удалась, и мне очень нравится как кавер-версия. Воспринимаешь ее не как чужую песню, а как свою мысль.
Мы никогда идем бить морду булочнику за то, что он печет черный хлеб, а не белый. Не возникает такой идеи. У многих радиослушателей есть странная черта – они полагают, что как слушатели, имеют право диктовать радиостанциям их формат. Но люди, которые работают на радиостанции, вложили в нее свои деньги. И теперь думают, как заработать себе денег на жизнь. Если ты считаешь, что знаешь лучше – кого и как крутить по радио, то повторю мысль Михаила Козырева. Занимай денег и открывай свою радиостанцию.
У нас нормальные отношения с радиостанциями. Они делают свое дело, и делают его так, как считают нужным. Как я могу обижаться на этого булочника? Почему эти люди должны делать то, что я хочу? Если нас нет на радиостанциях – мы используем другие пути. Уходим в интернет. Используем ресурсы типа ЖЖ, realmusic.ru, myspace.com. Мы будем делать презентацию новых песен с нового альбома именно там.
ВЗЯТО ОТСЮДА...